МУЖЧИНА ИЛИ ЖЕНЩИНА В ЭФИРЕ: ЧТО ЛУЧШЕ?

Автор Алексей Глазатов

Уже сам заголовок способен вызвать улыбку удивления. Вопрос кажется надуманным, но в действительности, в современных медиа кругах ответ на этот вопрос не так очевиден.
C появлением голосовых помощников мы начали вновь оценивать то, как мы воспринимаем голос сам по себе, и что предпочтительнее для восприятия информации (и нового типа беседы!): мужской голос или женский?

Сейчас мы уже имеем опыт взаимодействия с современными гаджетами и встроенными голосовыми помощниками. Алиса, Siri, Alexa, Маруся, Google Assistant, голоса навигаторов в автомобиле стали частью нашего окружения, помогая нам решать многочисленные бытовые вопросы.
Заметили вы или нет, но среди голосовых помощников с большим отрывом лидируют женские голоса. И это не случайно, потому что в цифровом мире исследуется всё и всегда. Похоже, что женские голоса тестируются лучше, когда дело доходит до голосовых команд, управляющих умными домами и сервисами.
В одной из статей, посвященных этому любопытному вопросу, приводится цитата профессора Стенфорда и автора научер-популярных книг Клиффорда Насса (Clifford Nass):
“Гораздо легче отыскать женский голос, который будет всем нравиться, чем мужской голос, с которым все согласны. Это широко известный феномен: человеческий мозг устроен так, чтобы любить женские голоса”
Ого!! Но мы, профессионалы радио индустрии, в большинстве своём привыкли говорить совершенно обратное. Мы продолжаем искать прежде всего мужские голоса для ведущих наших шоу, ведущих новостей и диджеев.
Известен факт, что компания Amazon, создавая голосового помощника для смарт колонки Echo, проводила серии тестов и, как мы уже теперь знаем, остановилась на женском варианте голоса, известном теперь на весь мир как Alexa.
Siri тоже женщина. И даже когда пришлось (политкорректно!) давать пользователю возможность выбора и мужского голоса, по умолчанию все равно устанавливался женский вариант. Алиса и Маруся… тоже дамы!
Таким образом, исследования показывают преимущество женских голосов в контексте аудио коммуникации, а мы на радио упорно продолжаем работать с мужчинами. У меня нет точной статистики по демографическому составу ведущих радио в России, но внутреннее ощущение подсказывает, что соотношение мужских голосов против голосов женских составляет (в процентах) примерно 70 на 30. Не говоря уже об оформлении и эфирной одежды наших станций.
Учитывая тот факт, что наши рейтинги и доходы на радио серьёзно зависят от женской аудитории (поскольку именно она является ценнейшим товаром для наших отделов продаж) мы практически безальтернативно предпочитаем использовать мужские голоса, чтобы “нравиться” женской аудитории.
Это часть стереотипов, десятилетиями существующих в индустрии. Также как и то, в каких точках следует располагать рекламные карманы внутри часа, сколько по времени слушатель хочет разделения между песнями одного и того же артиста, как часто должно упоминаться местное время, и многие другие “железобетонные” истины.
Две смены диджеев-девушек друг за другом? Что вы, это плохо для рейтингов!! Два женских голоса в песнях подряд? Вы с ума сошли, это нарушение музыкальной политики!!
Мы очевидно находимся в плену своих предубеждений, и сейчас, когда Apple, Yandex, Mail и Google доказывают в своих продуктах, что женские голоса, как минимум, не менее привлекательны, чем мужские, наступает время и нам серьезно подумать над этим вопросом.
В завершение темы, послушайте голос, синтезированный компанией Copenhagen Pride and Virtue. Её целью было создать универсальный бесполый голос для использования в голосовых помощниках, он получил название – Q.

Да, Q говорит по-английски, но и без знания языка совершенно очевидно, что политкорректность здесь совершенно не уместна. Мне не хочется слушать такой голос. С гораздо большим удовольствием я послушаю талантливых ведущих, мастерски владеющих своими родными голосами вне зависимости, к какому полу они принадлежат:-).