5 ВРЕДНЫХ СОВЕТОВ ДИДЖЕЮ…

Автор Алексей Глазатов

В эти выходные я принимал участие в выпускном экзамене в одной из самых популярных школ подготовки ведущих для телевидения и радио в качестве председателя жюри. Слушая, как совсем молодые люди, без опыта ведения реальных программ, работают у микрофона и понимая, к чему их готовят преподаватели подобных радио-школ, у меня сложилось ощущение, что пора обсудить один важнейший аспект нашей работы на радио — обучение и тренинг эфирных ведущих, диджеев.  Потому что, как бы мы не были опытны и профессиональны, порой мы даём своим подчинённым абсолютно бесполезные (или даже «вредные» — по Григорию Остеру!) советы. Как для их карьеры на радио, так и для нашего собственного радио бренда!

Мы верим в то, что навыки и профессионализм наших ведущих является большим активом радио. Особенно во времена, когда любую песню, в любой момент можно найти и послушать с помощью стриминг-сервиса, а любой слушатель сам может сделать плейлист с предпочитаемыми им в данный момент песнями . Очевидно, что именно наши ведущие должны создавать ту самую разницу, помогающую хорошему радио побеждать любое другое музыкальное медиа!

Вот наши «5 вредных советов», которые мы даём своим диджеям.

Что мы обычно говорим диджеям: Твой выход в эфир не должен превышать 30 секунд!

Что мы на самом деле должны говорить:  Говори столько, сколько нужно, пока то, о чем и как ты говоришь, более интересно, чем следующая песня.

Конечно, разные станции и различные форматы в разной мере чувствительны к разговорам в эфире. Но когда мы озабочены только длиной выхода, мы возможно упускаем отличную возможность для ведущего сделать реально “звёздный” момент, который потом слушатели будут помнить и рассказывать об этом своим друзьям.

Что мы обычно говорим диджеям: Не нужно говорить про себя!

Что мы на самом деле должны говорить: используй уместный и  интересный личный опыт для создания своего контента и формирования собственного бренда.

Не каждому суждено стать Говардом Стерном или Геннадием Бачинским.  Но важно помнить, что именно истории из жизни и аутентичные моменты слушатели помнят дольше всего. Если вы присутствовали когда-либо на фокус-группах, где слушатели обсуждают эфир радио, вы наверняка обратили внимание на то, что при обсуждении ведущих слушатели чаще всего вспоминают именно те эпизоды, когда ведущий забавно рассказывал о том, как нечто удивительное или нелепое произошло с ним в реальной жизни. Это то, что создает и поддерживает лояльность к ведущему,  И это то, что никакой Яндекс или Spotify не сможет сделать.

Что мы обычно говорим диджеям: Рейтинги очень нелогичная и непредсказуемая субстанция.

Что мы на самом деле должны говорить: Я расскажу тебе, как формируются эти рейтинги и как сама система измерений влияет на рейтинги нашей станции и твоего сегмента в частности.

Знания делают нас профессионалами. В случае с рейтингами — по какой бы методике они не производились, понимание того, как именно выглядит анкета измерителя и как проводятся интервью делает нас более подготовленными. Обучая ведущего тактике и различным приёмам, мы помогаем создавать больше возможностей для эффективной презентации бренда в эфире. Их анонсы, тизеры становятся умнее и точнее, если они понимают, как это влияет на результаты измерений. И лучший контент программируется как раз там, где слушателей у приемников физически больше!

Что мы на самом деле должны говорить: в лайнере указаны основные факты и главная информация. Тебе нужно проявить креативность и найти способ, как передать эту информацию в своей уникальной манере, не забывая, что мы должны развлекать слушателя.  

Что мы обычно говорим диджеям:  Я хочу, чтобы ты читал рекламный текст дословно — так, как как написано в лайнере!

Переписывать “под себя” пресс-релизы и другие формальные тексты — настоящее мастерство. Но это — не магия, этому можно научить. Использование собственных слов и выражений, умение не упускать факты и делать так, чтобы лайнер каждый раз звучал по-другому — это навык, который можно тренировать. Станция только выиграет от этого: ведь она будет звучать более убедительно и при этом — легко.

Что мы обычно говорим диджеям: эту песню мы не играем у нас, она — «отстой»!

Что мы на самом деле должны говорить: у нас есть система определения, стоит ли играть (продолжать играть) ту или иную песню. Система включает в себя мониторинг конкурентов, анализ мировых музыкальных чартов, мы также проводим музыкальное тестирование. Всё это делается для того, чтобы лучше понимать — как наша аудитория относится к разным песням, что стоит играть сейчас, а что нет?

Часто информация о том, как работает система отбора материала для эфира скрыта от персонала и хранится в страшном секрете. Из-за чего рождаются бессмысленные конспирологические теории, коррупционные сплетни и прочая мистика. Когда эфирный персонал понимает, на основании каких данных принимаются стратегические и тактические решения, он начинает больше уважать вашу работу и относиться к принятым процедурам профессионально.

Это были 5 «вредных советов», которые зачастую слышат наши ведущие и персонал. Уверен, что вы можете добавить в этот список ещё столько же примеров.  Не сомневаюсь, что многие из вас давно умеют транслировать правильные послания своим подчиненным, не совершая таких очевидных ошибок. И всё же… Наши ведущие – это одна из самых важных составляющих нашего стратегического продуктового пазла.  Они формируют представление о нашем бренде, поддерживают лояльность к нему. То, как мы обучаем, тренируем и воспитываем ведущих, действительно определяет то, окажемся ли мы в числе победителей, когда мы будем подводить итоги.

Кстати, о том как эффективно выстраивать отношения с эфирным персоналом, мы будем подробно рассказывать в ходе тренинга “Успешный радио бренд в цифровой среде” в сентябре 2019 года.