СЕМЬ СПОСОБОВ ОБЛЕГЧИТЬ СТАРТ ПРОИЗВОДСТВА ПОДКАСТОВ НА РАДИОСТАНЦИИ

Автор Алексей Глазатов

В радио индустрии сейчас нет более обсуждаемой темы, чем подкасты. Об этом говорят на каждой индустриальной конференции, необходимость вхождения радио в этот медиа мир очевидна. Никто так хорошо не подготовлен к производству аудио, как радио профессионалы (даже с учетом того, сколько разных задач на радиостанции решают нынешние программные директоры и ведущие программ в нынешних экономических условиях)!

Но кроме постоянной нехватки времени у «людей радио» есть еще один повод откладывать старт работы с подкастами. Это страх поражения. Мы задаем себе одни и те же вопросы: “а что, если мой подкаст провалится?” или “а что, если мой подкаст никто не будет слушать?”. 

Для профессионалов, которые посвятили жизнь производству аудио программ, это понятный и болезненный страх. Это происходит каждый раз, когда мы начинаем осваивать что-то новое. Любой начинающий знаком с этим чувством. При этом, нам кажется, что с подкастами все гораздо сложнее, так как в отличие от прямого эфира, подкасты остаются для прослушивания в течение бесконечного времени. Если твой прямой эфир был «так себе», он прошел и уже никогда не вернется, а с подкастами все иначе — любой в этом мире сможет послушать твой “провал”.

Но худшее, что можно сделать в такой ситуации, откладывать вход в этот мир подкастов для своей радиостанции. Эксперт в digital технологиях для радио Seth Resler дает 7 советов, чтобы избежать излишнего стресса в начале этого пути.

  1. Стартуйте с пилотного сезона

Не стоит начинать свою работу с намерениями сделать “вечный подкаст”, который нужно будет производить потом всю свою жизнь, как Saturday Night Live. Как раз наоборот, необходимо запланировать первую серию подкастов из 6-12 выпусков, посвященных вашей теме. И уже после этого решить, имеет ли смысл продолжать эту тему раскрывать? Если тема оказалось востребованной, отклик есть, вы всегда сможете начать “новый сезон” подкаста. Если вы не получили отклика, то вы спокойно закрываете эту серию и не продолжаете “неудачный подкаст”. 

Конечно же, не стоит сразу называть первую серию Сезон 1, чтобы не давать обещаний продолжения с самого начала. Позиционируйте подкаст просто как серию выпусков под общим названием. После ее окончания вы примете решение, что нужно сделать, чтобы уточнить тему, добавить какие-то элементы или просто остановить ее производство.

  1. Работайте по принципу киностудии

            В производстве кино все знают, что не каждый снятый фильм ждет успех. Огромное количество фильмов просто проваливаются в прокате. Но киношники просто принимают этот факт, как естественный риск в их бизнесе и учитывают его в своем производстве. Поэтому не стоит ставить все на один единственный подкаст, вместо этого нужно создать возможность и заинтересованность в производстве сразу нескольких серий подкастов, какая-то из них выстрелит: именно ее нужно будет разрабатывать дальше, а остальные просто вы прекращаете производить. 

  1. Выберите реалистичный формат подкаста.

Всегда есть большой соблазн сделать сложный подкаст, с огромным количеством живого звука от экспертов, многочисленными интервью, различными точками зрения. Но именно это в самом начале работы с подкастами приводит к тому, что вы будете погребены под огромным объемом производства — при этом основная работа на радио начнет от этого страдать, а вы будете чувствовать себя ужасно и после нескольких серий станете думать только о том, когда все это уже закончится.

Вместо этого нужно выбрать такой формат подкаста, формат производства которого был бы понятен и максимально прост. Здесь важнее регулярность выхода эпизодов по установленному графику — например, новый выпуск раз в неделю. Будьте реалистами, учитывайте количество существующей работы.

  1. Базируйтесь на ваших навыках

Для большинства из нас формат This American Life (культовый подкаст от Ira Glass, обладатель всех регалий в мире подкастов) не подходит. Мы работаем на коммерческом или государственном радио, и такой тип повествовательной журналистики мы просто не в состоянии сделать. У нас есть другие сильные стороны, у наших ведущих и журналистов тоже, и шансы на успех подкаста увеличатся, если мы будем использовать именно эти навыки.

  1. Выбирайте тему, которая вас реально интересует

На радио мы как правило обсуждаем события поп-культуры с максимально широким взглядом, чтобы быть интересным массовой аудитории. В подкастах все работает наоборот, чем уже ниша, объект для обсуждения, тем больше шансов на успех. 

Пока вы учитесь работать с подкастами, лучший способ выбрать тему — полагаться на свои собственные интересы, интересы ваших ведущих и журналистов. Не пытаться угадать интересы аудитории, а базироваться на том, что интересно автору и ведущему подкаста. Поговорите с сотрудниками — каждый из них чем-то увлекается. Воспитание детей, крафтовое пиво, кошки и собаки, садоводство, экстремальный спорт и т.д. Это будет служить хорошей базой для начала работы и сделает на первом этапе производство более увлекательным.

  1. Не планируйте монетизацию на этом этапе

Звучит странно для коммерческого радио, но это факт. Если мы будем рассчитывать на то, что сначала стоит найти коммерческого партнера, а потом мы уже начнем совместно все производить, то мы не начнем учиться делать подкасты никогда. Более того, если мы начнем это делать с партнером и подкаст «не взлетит», мы продемонстрируем партнеру собственную некомпетентность и испортим с ним отношения. Когда мы поймем, насколько мы сильны в производстве подкастов, мы сможем найти партнеров для спонсорства или нативной рекламы. Но не сейчас.

  1. Ставьте цель — освоение новой профессии

Вместо того, чтобы ставить цель заработать денег или добиться многомиллионных прослушиваний и скачиваний, сформулируйте цель так:

Мы хотим научиться делать высококлассные подкасты!

Поверьте, что после первых 10 выпусков подкаста, вы узнаете гораздо больше про подкасты, нежели знали в самом начале. И ваша ценность и экспертиза будет только расти со временем, что позволит впоследствии рассчитывать на коммерческий и аудиторный успех.

Конечно, погружение в мир производства подкастов выглядит пугающим, и мы привыкли вести себя с осторожностью и скептицизмом. Однако, если подойти к вопросу с правильным отношением и корректно планировать эту работу, производство подкастов не станет стрессом для вас, а наоборот — будет приносить удовольствие и профессиональное удовлетворение.