МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ МОТИВИРУЕТ!

Автор Михаил Эйдельман

Несмотря на то, что Дан Лозован руководит Радио HIT FM Молдова уже более 20 лет, каждый новый день приносит новые вызовы: на рынке этой небольшой (по мировым масштабам) страны конкурируют не только локальные бренды, но и лидеры рынков Румынии и России..

М.Э. Как давно началась и как развивалась ваша карьера на радио?

Д.Л. В 1999 году мы решили начать ретрансляцию успешного российского бренда HIT FM на территории Молдовы. Однако, идея заняться радио пришла раньше — примерно 1995 году. В середине 90-х этот бизнес казался таким заманчивым, таким увлекательным… Кстати, о том, что я пришел на радио – я не пожалел ни разу!

М.Э. В чем особенности рынка, на котором Вы работаете? 

Д.Л. Несмотря на то, что индустрия радио развивается в Молдове уже более 25 лет, многие до сих пор считают, что достаточно подписать договор ретрансляции, купить оборудование, включить передатчик и… «зеленые бумажки» начнут сами по себе возникать из наэлектризованного воздухаJ.

В действительности, рынок, на котором мы оперируем, весьма конкурентен: в Молдове представлены ведущие радиобренды из Румынии и России, работает немалое число сильных локальных игроков. В то же время управленцы многих станций, на мой взгляд, все еще полагаются, прежде всего, на собственную интуицию, не до конца понимая тенденции развития радио в современном мире. Даже наличие профессионального измерителя не влияет на ситуацию радикально.

М.Э. В чем особенности станций, которыми Вы управляете? 

Д.Л. Если говорить о бренде HIT FM, то, начав в 1999 году с ретрансляции российского контента, в 2004-м мы трансформировались в полностью самостоятельную станцию, которая до сих пор сохраняет лидирующие позиции в Молдове. Являясь локальным брендом, мы «де-факто» находимся в ситуации международной конкуренции. За последние 10 лет появилось и несколько многообещающих локальных продуктов, которым удалось (правда, на короткий период) добиться успеха в своих нишах. Посмотрим, хватит ли этим станциям стартового энтузиазма для долговременной конкурентной борьбы.

М.Э. Какой была ситуация для HIT FM до того, как Вы стали использовать сервисы BPR (стратегические позиционные исследования), MyRadioTest.com (музыкальные тесты) и CIS Media Solutions (тренинги и обучающие семинары)?

Д.Л. Радио HIT FM всегда держалось в тройке лидирующий станций. Однако, многие наши решения принимались на основе наития или «заимствований» у брендов из стран, близких Молдове по ментальности. В силу этого созрело понимание: если мы и дальше намерены претендовать на лидирующие позиции – нам придется серьезно переосмыслить стратегию и тактику развития HIT FM в Молдове. Сопоставить наши ощущения и интуицию с исследованиями, музыкальными тестами, обучить ключевых специалистов современному инструментарию – вот что стало нашей главной задачей.

М.Э. Как изменилась станция после того, как Вы стали системно использовать эти сервисы?

Д.Л. Катастрофически не хватает времени (шучу!) Ситуацию можно охарактеризовать фразой, которую часто слышат первокурсники: «Забудьте все, чему учили вас до сих пор!» А если серьезно: появилось больше понимания, что и как мы должны делать. И (что не менее важно!) чего мы делать НЕ должны!

М.Э. Ваши советы тем, кто пока не начал работать так, как работаете вы…

Д.Л. Проанализируйте ваш бизнес. Решите для себя: чего вы хотите добиться? И – действуйте.