ЮРИЙ ХАРИТОНОВ: И — ЧЕРТ ПОБЕРИ, Я ДО СИХ ПОР ЛЮБЛЮ СВОЮ РАБОТУ!

Автор Михаил Эйдельман

С Юрием Харитоновым мы знакомы с конца 90-х годов: я помню его, как одного из самых юных, но самых преданных адептов Радио Максимум — тогда он работал в Екатеринбурге. Сегодня под его началом весь программный департамент группы компаний «Выбери Радио» (ГКВР) – одного из самых амбициозных игроков на федеральном рынке. Несмотря на профессиональную занятость (взаимодействие с партнерами по локализации контента в регионах, акции мульти-платформенного продвижения, активно осваивающий новые территории собственный формат «Радиола» и многое другое), а также немыслимую активность в путешествиях по Африке и Южной Америке, Юрий Харитонов согласился ответить на вопросы CIS Media Solutions.

М.Э. Как давно началась и как развивалась ваша карьера на радио?

Ю.Х. В середине 90х всё было гораздо проще, чем сейчас. Путь от фаната радио до сотрудника станции я прошёл тогда меньше, чем за год, а от оператора эфира до директора – почти за три года. Но вообще я достаточно консервативен – несмотря на то, что больше половины жизни работаю в индустрии радиовещания, в моей трудовой книжке всего три записи. И, чёрт побери, я до сих пор люблю свою работу!

М.Э. В чем особенности рынка, на котором Вы работаете?

Ю.Х. Наверное, мне проще всего описать радиорынок Екатеринбурга, где я начинал и где у ГКВР и сейчас один из крупнейших филиалов. За пределами Москвы — это настоящая вторая «радио-столица». Не Петербург и не Новосибирск, которые больше по численности, а именно Екатеринбург – здесь уже 34 радиостанции, из них 8 – локальные городские (и две очень сильные – «Радио Си» и «Радио Пилот»). С одной стороны, в начале 90х радио здесь развивали «профильные» ребята, пришедшие из рок-музыки, почти не было случайных «залётных», как в других городах. С другой стороны, надо знать сам Екатеринбург – некогда серый и криминальный, а сегодня самодостаточный и гордый. Московским радиостанциям в Екатеринбурге туговато – здесь любят своих. И кадры в медиа исключительно профессиональные: многие уехали в Москву и сегодня составляют костяк федеральных радио- (и не только) структур, ещё больше – остались или вернулись. До сих пор дружим с коллегами и общаемся по многим вопросам – не самая привычная картина для большинства городов-миллионников, увы…

М.Э. В чем особенности станций, которые Вы продюсируете?

Ю.Х. «Радиола» во многом инновационный продукт, отражающий веру ГКВР в локализацию. Мы делаем сетевую радиостанцию с ведущими и шоу, единым брендом, плейлистом и позиционированием, но являющуюся на 100% локальной в каждом городе вещания. Нам кажется, что в такой огромной стране, как Россия, должны существовать как мощные федеральные сети, так и сильные локальные игроки в крупных городах. Второй особенностью является то, что мы «запрыгнули в вагон» одними из последних, и в тот момент, когда новым радио-брендам уже тяжело было пробивать дорогу к своей аудитории – практически ни одна новая радиостанция за последние 5 лет не выстрелила так, как это было в нулевых и даже в начале десятых. В Екатеринбурге нам пока очень непросто – попробуйте быть «своим» и востребованным в городе, где столько успешных локальных радиостанций. В то же время, в Саратове же «Радиола» уже в тройке радиостанций по доле аудитории старше 12-и лет!

М.Э. Какой была ситуация для ваших станций до того, как Вы стали использовать сервисы BPR (стратегические позиционные исследования), MyRadioTest.com (музыкальные тесты) и CIS Media Solutions (тренинги и обучающие семинары)? 

Ю.Х. Те результаты количественных исследований, которые мы получаем в рамках сотрудничества с BPR, позволяют нам не только увидеть возможности для собственного формата «Радиола», но и оценить картину по типичным рынкам в целом, что помогает нам находить эффективные решения и для сетевых радиостанций, входящих в наш портфель. После того, как мы несколько нет назад провели первое такое исследование, наш подход к локализации сетевых станций существенно изменился. Что касается музыкальных тестов, то без них в современном мире вообще сложно добиться лояльности аудитории: возможностей для слушателя в эфире так много, что надо каждую минуту предлагать самое лучшее — или всё время будут тебя переключать. Ну а без тщательной профессиональной подготовки специалистов, реализующих в самых разнообразных регионах вещания параметры не менее разнообразных бренд-платформ, успех ГКВР был бы в принципе невозможен!