РАДИО ВСЁ ЕЩЁ ГЛАВНОЕ МЕДИА В АВТОМОБИЛЕ?

Автор Алексей Глазатов

Конечно, даже самый молодой «радио-специалист» без запинок даст ответ. Прослушивание в автомобилях всегда было для радио безусловным преимуществом среди других медиа.

И дорожные пробки в больших городах радио профессионалы воспринимали как некое благо. Слушатель никуда не может деться, он оказывается один на один с радиоприемником, его привычным бесплатным спутником, удобным в использовании. TSL растёт, рейтинги в drive-time стабильны.

И радио платит взаимностью своим слушателям, в качестве сервиса размещая выпуски дорожной информации, которые для простоты многие называют «пробками» или «траффиком».

Информационные станции могут делать такие выпуски чаще, музыкальные станции делают это реже. Кто-то вообще избавился от такого сервиса, считая его отвлечением от музыкального вещания.

Во многих стратегических исследованиях, проведённых на московском рынке, слушатели отмечали радио, как главный источник оперативной информации о пробках на дорогах. Радио успешно капитализировало этот имидж, превратив такие выпуски в дополнительный рекламный инвентарь.

Однако, время доминирования в автомобилях подходит к завершению. И причина проста и понятна.

Теперь главным источником дорожной информации являются наши смартфоны. Причем они делают это по требованию, когда нам удобно. Это выглядит красочно, наглядно, содержит рекомендации по маршруту, содержит возможности уведомлений и подсказок.

Благодаря YandexNavigator, Google Maps и Waze мы знаем online, где произошла авария, где проходят ремонтные работы и даже где спряталась дорожная полиция.

Как результат — исследования показывают, что репутация радио, как источника надежной своевременной дорожной информации, постепенно ослабевает. Причем для более молодых наших слушателей этот процесс практически завершен, они уже и не ожидают от радио такого сервиса.

Приведем в качестве примера ситуацию с радиослушанием в США — просто потому, что там исследований аудитории радио проводится множество и зачастую многие тренды мы можем увидеть с опережением в сравнении с европейским рынком.


Для нас, для радио это очевидный и прямой вызов. Либо мы что-то делаем с нашим подходом к «траффик» информации, либо мы в очередной раз уступаем цифровому миру свои позиции.

Ситуация становится только сложнее, так как многие автопроизводители интегрируют навигационные онлайн-сервисы в базовое оснащение выпускаемых марок. Яндекс тестирует на автомобилях сервиса Яндекс.Драйв свои мобильные онлайн-станции, в качестве опции вы можете получить такие станции и на стандартных автомобилях Nissan.

Популярнейший во всем мире сервис Waze интегрирован в автомобили различных марок на территории США, например, в Ford.

Производители идут дальше и предоставляют водителям внутри своих навигационных приложений возможности выбора музыкальных каналов: эфирных радиостанций и плейлистов стриминговых сервисов. На конференции NAB 2019 в апреле представитель Waze поделился своим видением того, как навигация и аудио в автомобиле будут сосуществовать.

Понимая, как будет развиваться дальше ситуация с сервисами, предоставляемыми современному водителю автомобиля, крупнейшие американские радиовещательные корпорации активно ищут способы партнерства с производителями навигационных приложений. iHeart Media и Entercom уже объявили об интеграции с навигатором Waze, (как впрочем и крупнейшие агрегаторы радио TuneIn и Radio.com). «В наших планах партнерство по предоставлению траффик-информации слушателям своих радиостанций с помощью цифровых технологий, как в эфире так и в цифровых каналах дистрибьюции» — сообщается в недавнем пресс-релизе от Entercom.

Возвратимся к реалиям российского и московского рынка радио. Нам точно не стоит впадать в панику или депрессию. В автомобилях еще очень долго будут продолжать слушать эфирное радио. Эта практика не изменится в ближайшее время драматически.

Традиционно именно радио является главным «специалистом» в производстве аудио, это наша ежедневная работа, мы владеем вэтой области огромным опытом, наработками и подходящей для этого инфраструктурой. У Яндекса или подобных технологических компаний (пока!) ничего этого нет.

Но если мы будем продолжать создавать выпуски дорожной информации в скучной,  монотонной манере — просто перечисляя проблемные места в городе, нас легко заменят. И наоборот — актуальный, полезный и даже развлекательный аудио-контент с использованием данных о пробках из онлайн-сервисов сделает нас неуязвимыми и востребованными в возможном партнерстве с производителями навигационных платформ.

Как это можно делать – поговорим на тренинге «Успешный радио бренд цифровой среде» в сентябре.